Крылья Т-образной бритвы
История любого изобретения довольно увлекательна — путь мысли из глубины веков до итоговой реализации, будь то в лампочке или SpaceX Starship — захватывающая эпопея. Но нельзя недооценивать важность работы предшественников, без работ которых не было бы и прорывного результата широко известных первооткрывателей.
История развития бритвы насчитывает несколько тысячелетий! Форма бритвы не менялась. Мужчины как начинали в каменном веке со скребков из, ожидаемо, камней, поменяли материал на железо в веках средних, так дальше и пользовались схожими бритвами попеременно с ножами и аналогичными приспособлениями, недалеко ушедшими от основы — холодного оружия.
В армии Александра Македонского, который, как мы знаем, первый ввел обязательное бритье для своих солдат, солдаты зачастую брились своим же оружием, а далее именно холодное оружие стало прообразом изобретенной в 18 веке «опасной бритвы» — тонкого и очень острого лезвия, предназначенного специально для бритья.
В 18 веке Перре несколько обезопасил конструкцию, добавив “деревянную оболочку”, в которую помещалось лезвие, но глобально конструкция не изменилась. И не менялась до 1847 года.
А в 1847 году Уильям Хенсон запатентовал первую в мире Т-образную бритву. Суть его изобретения заключалась в следующем: бреющее устройство, назовем это так, имело форму мотыги. Основной идеей, которая попадала под патент, был Т-образный принцип соединения лезвия и рукоятки и это была революция.
Нам покажется знаменательным, что изобретателем бритвы был тот самый человек, который больше известен как первооткрыватель авиации в современном ее понимании. Человек, не видящий границ и смотрящий за горизонт.
Самолет — это вовсе не оружие войны и не орудие для коммерции. Самолет — это прекрасная мечта (с) (“Ветер крепчает”)
Свой самолет Хенсон назвал “Ариэль”. И пусть модель “Ариэль” не смогла пролететь больше 10 метров, но она дала мощный старт для развития идеи, творческой мысли и, самое главное, — их практической реализации.
Предложенный Хенсоном проект «парового воздушного экипажа» (запатентован в 1842 году, («Aerial Steam Carriage», Патент Британии № 9478) описывал все основные элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, осуществляющего движение всей конструкции, изобретатель предлагал использовать воздушный винт. Многие идеи, предложенные Хенсоном, впоследствии нашли развитие и стали применяться в ранних моделях самолетов.
Да, первый полет совершили братья Райт в 1903. Но для того, чтобы их “Флайер” смог взлететь нужна была вся предыстория и все открытия, результаты которых они смогли использовать.
Возвращаясь к истории бритвы — на основе Т-образной бритвы Хенсона, выросла целая индустрия. Далее уже были идеи братьев Отто и Фредерика Кампфе и их бритва Star, получившая более-менее широкое распространение. Братья отталкивались от идеи Хенсона, но изменили форму станка. Смотрите фото — станок уже довольно близок к современной Т-образной бритве, которой пользуются сейчас. Бритва Star стала первым массовым приспособлением для индивидуального бритья.
И работа над бритвой не останавливалась, постоянно появлялись идеи у других изобретателей, чьи патенты братья успешно покупали. В итоге было выпущено порядка 25 разновидностей дизайна ручки. Но самым глобальным изменением конструкции бритвы Кампфе все равно оставалась голова, которая предусматривала специальный держатель.
И что же изобрел Жиллетт? Если и конструкцию и форму бритвы уже изобрели до него?
Он успешно использовал имеющиеся изобретения, и первым изобрел сменное лезвие, плюс сделал станок доступным с финансовой точки зрения, как Генри Форд, который в свое время сделал автомобиль доступным любой американской семье. И да, это был прорыв. По тем временам это был, если проводить аналогию с авиацией “Флайер”, который взлетел.
И началась уже совсем другая эпоха в жизни бритвы.